ГОСТЕХНАДЗОР

А СЛУЖБА БЫЛА И ОСТАЁТСЯ НЕЗАМЕНИМОЙ

 

Раз в год собираются инженеры-инспекторы гостехнадзора из российских регионов на свой главный итоговый профессиональный форум в инспекции, которая выбрана для этого Министерством сельского хозяйства РФ. Можно даже сказать – отобрана объективно, строго и придирчиво – из самых достойных. Значит, на этот период времени именно эта структура гостехнадзора, помимо вообще свойственной ей высокой  эффективности, результативности, передовых методов работы – иные кандидатуры не рассматриваются, что называется, блеснула чем-то из ряда вон выходящим.

В 2010-м такой инспекцией по праву стала Нижегородская. Здесь в последние годы динамично и последовательно развивается информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности городских и районных инспекций ГТН. А тема нынешнего Всероссийского семинара-совещания работников органов гостехнадзора, актуальнейшая сейчас для службы, - именно нормативно-правовое и информационное обеспечение работы.

 

В числе основных направлений технической и технологической политики

Во вступительном слове на семинаре-совещании директор Департамента научно-технологической политики и образования В.В. Нунгезер говорил об основных аспектах деятельности Минсельхоза России в области  технической и технологической политики. Эта работа особенно важна сегодня потому, что реализация Доктрины продовольственной безопасности, утверждённой Президентом в начале 2010 года, должна осуществляться прежде всего, за счёт модернизации сельского хозяйства ми перерабатывающей промышленности. И тут на первый план выходит техническая и технологическая её составляющая. Выполнение государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», конечно, тоже неразрывно связано с решением задач технического и технологического обеспечения его.

Сегодня в машинно-тракторном парке российского села насчитывается тракторов до трёх лет 11 %, от четырёх до восьми – 10,5 %, старше девяти лет – 78,5 %. Примерно такая же пропорция зерноуборочных комбайнов: самых «пожилых» - 66,3 % и кормоуборочных - девяти лет и старше – 49,8 %.

Понятно, в этих условиях в первую очередь надо сформировать в сельском хозяйстве современный парк техники и эффективно его использовать, чтобы как можно шире применять ресурсосберегающие технологии.

Госпрограммой предусматривается обновить парк тракторов на 40% и комбайнов – на 50 к уровню 2006 года. Однако задание Госпрограммы на 2009 год заменить 52 тыс., 16,9 и 6,5 ты. Соответственно тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов выполнено только по машинам для уборки зерна. Объёмы производства высокопроизводительной техники российскими заводами недостаточны.

И в этих сложных условиях надо делать особый упор на качество сельхозработ. Это немыслимо без активизации деятельности гостехнадзора, и прежде всего по безопасной, грамотной  эксплуатации машин.

Хорошо организованную, отлаженную, скоординированную круглогодичную вахту инженерно-технической службы хозяйств, сохранение, опять-таки в нынешних почти экстремальных условиях, должного технического состояния сельхозмашин на возможно долгое время тоже не представишь без предписаний, дельных советов, кураторства инженеров-инспекторов гостехнадзора.

Пред этой авторитетной на селе, незаменимой не только там – во всём хозяйстве страны – службой – самок широкое после начинаний дел. Среди основных направление работы по технической и технологической модернизации АПК, например, ресурсосбережения и использования высокотехнологичных комплексов, формирования инновационной системы развития, названо и совершенствование деятельности и усиление роли гостехнадзора.

 

БИТВА В ПУТИ, ИЛИ НЕОБХОДИМОЕ, НО ДОСТИЖИМОЕ ЛИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

 

Уже не один год к ряду идут сражения сообщества гостехнадзора, мирные и не очень, за узаконенные, «оправданный» основы юридического, социального статуса, за крепкую нормативно-правовую ось своей профессиональной жизни. Сражения тоже, увы, далеко не с одним федеральным органом. И, на беду, далеко не по одному заходу.

Любой человек, зная дела гостехнадзора, не лишённый склонности к анализу, в какой-то момент подумает: что же это происходит? Всё новые и новые дубли событий, мнений, согласительных совещаний, будто в каком-то странном, навязчивом сне. И начинает казаться, отрежессированных так, чтобы, как можно больше принизить службу, а может, и стереть её вовсе с социально-правовой карты общества. Не стала головной структуры гостехнадзора, умело координировавшей и продуманно методически направлявшей его работу. Всё чаще возникали юридически кризисные ситуации в повседневной жизни инспекций. Нормативные документы, регулирующие практику гостехнадзора, образовывали «ножницы» с федеральным законодательством.

Логически неумолимо встал вопрос: необходим федеральный закон о гостехнадзоре. Многие существующие федеральные подзаконные акты устарели и требуют значительной переработки.

Начальник отдела технической политики и гостехнадзора Минсельхоза России А.П. Севастьянов в своём выступлении глубоко проанализировал сегодняшнее состояние нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности органов гостехнадзора. Сейчас эти вопросы – основополагающие для этой службы, поэтому их рассмотрению и посвящён семинар-совещание, сказал Александр Павлович.

В прошлом году концепция и проект технического задания на разработку проекта федерального закона «Об общих принципах организации государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в российской Федерации» были согласованы с девятью федеральными органами исполнительной власти и поддержаны Минюстом России и Институтом законодательства и сравнительного правоведения. После этого внесены в Правительство Российской Федерации.

Проект федерального закона был доработан с учётом нового в законодательстве и изменений, внесённых в концепцию законопроекта при согласовании. В Министерстве были учтены и предложения региональных инспекций гостехнадзора. Затем проект ушёл на согласование в девять заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

От себя скажем: эта была немалая, пусть, и всего лишь этапная, победа команды отдела технической политики и гостехнадзора Минсельхоза России во главе с А.П. Севастьяновым. Долгие недели, месяцы напряжённой дипломатии, борьбы нервов, сдержанности на грани подвига, терпения и мужества людей, на двести процентов уверенных  в свой правоте и, скрепя сердцем, не моргнув, выдерживавших  бесконечные, порой мучительные режимы столов переговоров. Не ради того, чтобы потешить собственные амбиции. А чтобы служба имела потом возможность работать с наибольшей пользой для села, опираясь на чёткую правовую систему полномочий, решительных мер…

Были и подлинно материальные плоды этой победы. Проект был согласован без замечаний тремя из девяти заинтересованных федеральных органов исполнительной власти: Минфином России, МВД России и Минтрансом России.

В Минобрнауки России и Минпромторге России высказывали конструктивные замечания, которые были учтены в Минсельхозе России.

А дальше стали возникать весьма странные коллизии, складывающиеся в ту самую съёмку с многими дублями, о которой мы говорили. Вот лишь небольшая часть хроники таких коллизий.

Минприроды России согласовало законопроект лишь с одним замечанием. Но почему оно снова, уже подвергшись, и не однажды, обсуждению на совещаниях при согласовании концепции законопроекта, будто по волшебству внезапно всплыло из небытия? Опять предлагалось исключить из сферы регулирования законопроекта самоходные машины для добычи полезных ископаемых. Но ведь под это определение подпадает и трактор с установленным навесным оборудование! И ведь уже при согласовании концепции законопроекта было принято определение техники, на которую распространяется это действие. Протоколы прежних согласительных совещаний были официально направлены из Минсельхоза России в Минприроды России. И только после этого состоялось согласование проекта.

При согласовании законопроекта с Минрегионом России там вначале предлагали исключить из него функции гостехнадзора по регистрации, техосмотру, допуску человека к управлению самоходными машинами. В Минрегионе России ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов государства относится только осуществление надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Были и другие различные моменты разногласий по законопроекту с этим министерством, попытки минсельхозовской команды урегулировать их. Многое удалось. И вдруг – непонятная, жёсткая позиция Минрегиона России. Исключается обязательное существование не только структурных подразделений гостехнадзора в виде органов исполнительной власти, но и структурных подразделений вообще – как в субъектах Федерации, так и в районах и городах. Одновременно отвергается и сам статус государственно инженера-инспектора  гостехнадзора.

А ведь это не что иное, как предпосылки возможного упразднения действующей системы гостехнадзора.

В Минэкономразвития России, несмотря на то, что инспекция и проект технического задания на разработку законопроекта были с ним неоднократно согласованы, вдруг решили: нет необходимости принимать такой документ. Аргументы такие: положения о надзоре уже урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Но ведь подобные замечания делались в этом министерстве по концепции и проекту технического задания в 2007 году. А потом на согласительных совещаниях, они снимались. Значит, опять всё ещё по одному кругу…

…А через некоторое время сотрудникам этого министерства не понравилось… название законопроекта. Мол, все положения по надзору урегулированы уже упомянутым 294 Федеральным законом, и других законов, содержащих в названии слово «надзор», быть не может. Минсельхозу России, кстати, в нарушении регламента, было предложено обратиться с разъяснениями в Минюст России. А там не исключают принятия федерального закона с таким названием.

С названием, понятно, неразрывно связано и содержание – на деловом языке «наполнение» - законопроекта. Значит, впереди – ещё один этап кропотливой, напряжённой работы – согласования, уточнения, возможно, компромиссы…

И от этой работы, от уже на пределе нервов, терпения, убедительности доводов работников Минсельхоза зависит – ни много ни мало – судьба гостехнадзора, а в конечном счёте, обеспечение безопасной эксплуатации поднадзорной техники и защиты интересов её владельцев… Служба была и остаётся незаменимой и для села, и больше того – для всего нашего общества.

В Минсельхозе России разработан и проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Этот проект исключает возможность передачи муниципальным органам надзорных полномочий. Несмотря на нынешнее наличие противоречий в законодательстве, почему также и родился этот законопроект, Минэкономразвития России, в Минрегионе России Минфине России он не поддержан. При этом приводимые этими министерствами аргументы противоречат друг другу.

После согласительного совещания, на котором не найдено взаимоприемлемого решения, руководство Минсельхоза России сочло необходимым вносить в Минюст России законопроект с разногласиями, заручившись поддержкой регионов.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации  и законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов российской Федерации направлены письма с просьбой рассмотреть целесообразность принятия проекта. В адрес Минсельхоза России уже поступают ответные письма в поддержку этого документа.

В Министерстве сельского хозяйства РФ идёт работа  ещё по двум проектам федеральных законов – «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

АИС – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ГОАСТЕХНАДЗОРА

 

  Без информационного обеспечения невозможно представить деятельность гостехнадзора.

Самым злободневным и важным элементом в нём на данном этапе, по мнению А.П. Савастьянова, является создание и функционирование на федеральном уровне автоматизированной информационной системы. Она должна включать информацию ведомственного банка данных АИС ОСАГО (АИС «Гостехнадзор»).

Эта автоматизированная информационная система будет составной частью единой информационной системы учёта и контроля работы органов гостехнадзора. Система, кроме АИС «Гостехнадзор», включает в себя автоматизированные системы инспекции гостехнадзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их подсистемы – районных и городских инспекций.

В планах дальнейшего совершенствования информационного обеспечения службы надо ориентироваться на передовой зарубежный опыт, отметил начальник отдела технической политики и  гостехнадзора, когда все мобильные службы имеют и мобильные автоматизированные системы. На пути к этому значительно преуспели инспекции гостехнадзора Нижегородской, Самарской, Московской и Воронежской областей, Алтайского края.

С учётом специфики работы гостехнадзора создание и освоение практикой службы передвижных программных комплексов превосходят по своему значению исполнение государственных функций в электронном виде.

Об этом и других направлениях информационного обеспечения деятельности службы, о его совершенствовании и новых разработках в этой области шёл большой заинтересованный разговор на семинаре совещании. Во имя того, чтобы лучше спорилось такое нужное всем гостехнадзорское дело.

 

Софья Шевцова, Сельский механизатор № 9. 2010г.

скачать dle 10.1русский торрент трекер
 

© Официальный сайт
Управление инспекции по государственному надзору
за техническим состоянием самоходных машин
и других видов техники КЧР